Основная информация
Один раз в году, в апреле, в тихом и спокойном валенсийском городке Алькой случается война.
Горожане вооружаются топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы и начинается настоящее светопреставление. Посмотреть на этот костюмированный бой стекаются любопытные со всей Испании.
Подобную войну местные жители ведут уже без малого двести лет. Правда, началось все гораздо раньше, во времена борьбы испанцев и арабов. В 1276 году на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров под предводительством Аль-Азрака. Битва была тяжелой, рыцари-христиане дрались отчаянно. Вооружившись, кто чем мог, защищались и жители Алькоя. Но силы были неравными - арабское войско оказалось огромным и хорошо обученным. Казалось, испанцы были обречены.
Перед последней и решительной атакой арабов, согласно легенде, защитникам деревушки явился Святой Георгий. "С нами Бог и мы победим!" - сказал он воинам, вселив в них небывалую силу.
Христиане, отбив атаку мавров, пошли вперед. В сражении был убит вражеский предводитель, а его войско полностью разгромлено. С помощью Святого Георгия алькойцы одержали чудесную победу, освободив свои земли от захватчиков.
Много веков в подряд местные жители отмечали радостное событие, переодеваясь в костюмы рыцарей-крестоносцев и мавров и разыгрывая сценки из той знаменитой битвы. В XVIII веке стихийным гуляниям решено было придать официальный статус. Так в Валенсии появился красочный праздник "Мавры и христиане".
Если современный праздник в Алькое и отличается от средневекового, так это только размахом - воюют целых три дня. Гости, приехавшие в город, получают программки, как в театре, в которых все расписано по минутам.
"Разминаться" местные жители начинают накануне вечером. Мужчины, надев свои лучшие деловые костюмы, и вставив в зубы огромные сигары, выходят на улицы демонстрировать свою удаль. Сигара неотъемлемый атрибут действа.
Особых декораций для праздника не строят - ими становятся узкие средневековые улицы города. И только на главной площади, где развернутся основные действия праздника, каждый год сооружают деревянную крепость.
Вдоль улочек расставляют стулья для зрителей.
Все балконы обтягивают белыми флагами с красными крестами - символами Святого Георгия. Балконы - лучшее место для наблюдения за представлением. Арендовать балкончик даже на один день стоит больше 1000 долларов.
Утром следующего дня начинается грандиозное шествие мавров и христиан. Город в одночасье разделяется на два "враждующих лагеря". В каждом из них по 14 боевых отрядов-фил. У христиан - филы басков, астурийцев, арагонцев, крестоносцев, у мавров - филы берберов, марокканцев, бенимеринцев...
Фила - не только бравая боевая единица, но еще и союз единомышленников. "Бойцы" весь год вместе проводят досуг, устраивают собрания и посиделки, обсуждая сценарий будущих шествий и детали костюмов. Кем стать, бербером или арагонцем, долго не думают. Членство в филе чаще всего передается по наследству: ведь сто с лишним лет назад по этим же улочкам шествовали прапрадедушки нынешних рыцарей и визирей.
Войска мавров и христиан ведут в бой капитаны. Должность эта выборная - только на один год. Капитанами обычно назначают самых уважаемых и влиятельных горожан.
Второй день полностью посвящен Святом Георгию, по улицам города проходит религиозная процессия, несущая реликвии святого, в соборе проводится служба. Прохожие получают в подарок конфеты и сладости.
Третий, заключительный день – кульминация праздника. В этот день проходит битва, христиане и мавры бьются за деревянную крепость, построенную на соборной площади города, стреляют из луков и арбалетов, по всему городу слышен грохот барабанов и свирели. Вдруг на белом коне появляется всадник – христиане одерживают победу, битва окончена, начинаются народные гуляния, сопровождающиеся салютом.